Sorry, no posts matched your criteria.
Top
Image Alt

tweets-news

  /  Финансы   /  Современное горное образование: от добычи ископаемых к подземным городам

Современное горное образование: от добычи ископаемых к подземным городам

Повышенное внимание к охране природы в развитых странах сегодня влияет не только на работу предприятий по добыче полезных ископаемых, но и на подготовку горных инженеров. Как меняется горное образование в России и в мире? Удалось ли уже сегодня цифровизации и роботизации изменить добывающую промышленность?Pассказал директор Горного института Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Александр Мясков.

— Александр Викторович, что происходит сейчас с горным образованием в России и за рубежом?

— Несмотря на сохранение классических подходов и специализаций, профильное горное образование меняется довольно сильно. Связано это с несколькими трендами, основные из которых, пожалуй, — усиливающиеся природоохранные векторы развития человеческого общества и повсюду внедряющаяся «цифра».Общество стало заметно негативнее относиться к загрязняющим окружающую среду горнодобывающим компаниям и, соответственно, к горному делу в целом. И это объективная реальность, которая ставит перед недропользователями новые вызовы по развитию безопасных для природы технологий добычи полезных ископаемых. Новые веяния весьма сильны в университетах Западной Европы, где население наиболее серьезно относится к охране окружающей среды. Горнодобывающая индустрия в этом регионе мира практически перестала существовать, соответственно, все меньше готовят и специалистов по горному делу.
Цифровизация и компьютеризация в горнодобывающей промышленности до сих пор не развиты. Роботизированные системы добычи полезных ископаемых начинают внедряться в Австралии, Чили, некоторых других странах, но все же этот процесс запаздывает. В России мы также ожидаем внедрения безлюдных технологий и роботизированных систем, например при разработке проектов в Арктике, или в проектах с наиболее опасными условиями работы для людей.Запрос на подготовку специалистов нового уровня, способных управлять цифровыми роботизированными системами, от традиционных горнодобывающих компаний только начинает формироваться. Мы пробуем разные научные и образовательные проекты в этой области, но пока, по большей части, сохраняем обучение классического горного инженера.— Будут ли развиваться подземные города в будущем, на ваш взгляд?

— Мы знаем, как прекрасна природа, и нам вряд ли захочется переселяться под землю. Но, я думаю, что города продолжат расти и будет расти запрос на использование подземного пространства для размещения людей и объектов, для перемещения, для коммуникации, для чего угодно.

В принципе, в мире есть проекты строительства больших подземных городов, например, в Мехико. В Китае уже функционируют подземные объекты. В России были тоже проекты строительства городов на месте отработанных алмазных месторождений.

Пока эти проекты не сильно востребованы, их даже можно назвать футуристичными. Вряд ли мы с вами сознательно выберем жизнь под землей. Но то, что человек может, должен и будет использовать подземное пространство в значимых проектах – это факт. И в этой ситуации будут особенно востребованы наши специалисты, выпускники нашего университета, накопившего уже столетний опыт в этой отрасли.— Как вы относитесь к строительству подземных городов?

— У нас уже сто лет, с момента создания Горной академии, существует кафедра строительства подземных сооружений, где мы готовим горных инженеров-строителей. Необходимость использования подземного пространства в Москве появилась еще в довоенные годы. С тех пор и по сей день в этой сфере работают наши выпускники.

Сейчас наша кафедра впервые в России (да и в мире таких проектов единицы) использует современные BIM-технологии для проектирования подземных объектов с использованием интеллектуальных 3D-моделей. Вдобавок наши специалисты пользуются всеми возможностями, которые есть у горного инженера, геотехнолога, геофизика. Они рассчитывают возможность изменения всех параметров как при создании объекта, так и при последующем его функционировании. Новый подход помогает в проектировании современных станций метро.— Как меняется интерес абитуриентов к вашим специальностям за последние годы?

— Ситуация меняется год от года. Надо понимать, что специалистов для выполнения технических работ готовят профессиональные училища. А высшие учебные заведения готовят руководителей, инженеров, которые, вполне вероятно, будут сидеть в офисе и оттуда управлять новыми современными цифровыми предприятиями.

Следует отметить, что предприятия горнодобывающей промышленности за последние годы в несколько раз сократили количество работников. Это произошло за счет поставки нового, более производительного оборудования, внедрения новых компьютерных систем, диспетчеризации всех процессов, начиная с добычи полезных ископаемых и заканчивая их транспортировкой и переработкой, внедрения новых, безлюдных технологий. Сейчас горный инженер — это, скорее, управленец, сидящий за компьютером, полностью понимающий все технологические аспекты производства.