Sorry, no posts matched your criteria.
Top
Image Alt

tweets-news

  /  Статьи   /  Дипломатия катастрофы: как землетрясение изменило отношения Армении и Турции

Дипломатия катастрофы: как землетрясение изменило отношения Армении и Турции

Армения откликнулась на беду и отправила в Турцию поисково-спасательную группу, в которую вошли 27 специалистов. Отряд работал в одной из самых пострадавших точек — городе Адыяман. Спасатель Гари Армаганян рассказал журналистам, что последствия землетрясения оказались тяжелейшими, «таких страшных обломков домов никогда не видел». Главным успехом группы стало спасение из-под завалов восьмилетней девочки и молодого человека.

Кроме того, Армения отправила в Турцию две колонны гуманитарного груза — более 100 т продуктов, лекарств, воды, постельных принадлежностей и других предметов первой необходимости. Грузовики проехали по мосту Маргара, армянские автомобили впервые за 30 лет пересекли сухопутную границу двух стран. Всего Ереван потратил на помощь пострадавшим от землетрясения 157 млн драмов ($400 тыс.).

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу пожимает руку своему армянскому коллеге Арарату Мирзояну во время пресс-конференции в Анкаре, Турция, 15 февраля 2023 года
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и глава МИД Армении Арарат Мирзоян во время пресс-конференции в Анкаре, Турция, 15 февраля 2023 года


Общее число жертв в обеих странах уже превысило 29 тыс. человек
На этом фоне активизировались дипломатические контакты. Спустя 10 дней после землетрясения в Турцию прибыл глава МИД Армении Арарат Мирзоян. На брифинге в Анкаре он заявил, что Ереван готов улучшать двустороннее взаимодействие. «Я еще раз хочу подтвердить готовность <…> к полному урегулированию отношений с Турцией, установлению дипломатических отношений и полному открытию границы между нашими странами», — сказал Мирзоян. По его словам, стороны в том числе договорились совместными усилиями отремонтировать пограничный мост Ани.

Интересно, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу высказывался более осторожно. По его словам, стороны договорились «ускорить меры по нормализации отношений». Чавушоглу также напомнил, что взаимодействие двух стран зависит не только от гуманитарных усилий. «Нормализация отношений между Турцией, Азербайджаном и Арменией внесет вклад в создание благоприятной атмосферы в регионе. Мой коллега проинформировал меня о ходе переговоров по мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном», — сказал глава МИД Турции.

Что говорят в Армении
В отношениях Армении и Турции множество противоречий. Анкара и Ереван не установили дипломатические отношения, Турция блокирует сухопутную границу. Анкара активно помогала Азербайджану во время второй карабахской войны. А сейчас добивается создания Зангезурского коридора — трассы, которая должна пройти по Сюникской области Армении и соединить Азербайджан с Нахичеванским эксклавом и Турцией. В Анкаре при этом настаивают на экстерриториальном статусе дороги, это значит, что армянские таможенники не смогут досматривать транспорт.

Страны восстановили авиасообщение и обсуждают открытие границы
В результате в армянском обществе разгорелись бурные дискуссии о действиях официального Еревана. Депутат от оппозиционного блока «Честь имею» Тигран Абрамян назвал происходящее перебором. «Я бы понял, если бы руководство Армении ограничилось сухим текстом с соболезнованиями. Но мы видим обмен посланиями и письмами, говорится о какой-то поддержке на высшем уровне, отправлены машины с гуманитаркой… Поведение и политика Турции в отношении Армении и шаги Армении несоразмерны», — сказал парламентарий.

Другие отмечают, что Сирия проводит гораздо более дружественную политику, но ей Армения помогла меньше, ни один официальный представитель Еревана республику не посетил. Кроме того, Армения не помогла Ирану, который поддерживает территориальную целостность страны. «Тегеран предпринимает ключевые шаги в отношении нашей территориальной целостности, в том числе в отношении Сюника. Как так получилось, что Ирану уделено ноль внимания, а вражеской Турции предоставлена такая быстрая реакция?» — возмущается депутат от оппозиционной фракции «Айастан» Андраник Теванян.

Третьи напоминают, что тяжелая гуманитарная ситуация сложилась в Нагорном Карабахе. Азербайджанские активисты с середины декабря блокируют единственную дорогу в непризнанную республику — Лачинский коридор. В результате продукты питания в Карабахе распределяются по талонам, возникают проблемы с подачей газа и электроэнергии. «Доставить помощь в Турцию можно, а вот в заблокированный Арцах, в котором закончились товары первой необходимости, — нет», — возмущается депутат Кристине Варданян.


Армянские власти говорят, что руководствуются гуманистическими соображениями, а также намекают на возможные выгоды, если в отношениях с Турцией действительно произойдет потепление. «Конечно, произошла трагедия, и в этом контексте неуместно говорить о каких-то позитивных импульсах, тем не менее мы видим, что при желании вполне возможно открыть границу и задействовать имеющиеся коммуникации. Мы надеемся, что правительство Турции будет привержено процессу и мы увидим быстрые результаты», — объясняет председатель парламентской комиссии по внешним отношениям Саркис Ханданян.

Афтершок для Эрдогана: оппозиция набирает очки на фоне землетрясения
Удастся ли президенту Турции сохранить власть после произошедшего в стране
Интересно, что на местах вопрос об открытии границы вызывает ожесточенные споры. Журналисты армянских изданий побывали в пограничном селе Маргара. Часть местных жителей в беседе с работниками СМИ заявили, что не хотят и слышать об открытии границы. «Последние 30 лет показали, на что они способны, и это только на нашем веку. А ведь еще наши деды, видевшие 1915 год (геноцид армян. — «Известия»), нас предупреждали», — сказал один из мужчин. Другие же считают, что открытие границы поможет активизировать торговлю, даст людям возможность заработать.


Эксперты говорят, что прорыва в отношениях Армении и Турции ждать по-прежнему не стоит. Советник директора Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян считает, что Турция придерживается тактики мелких шагов.

— В начале года Анкара согласилась восстановить пассажирское и грузовое авиасообщение. Обсуждается открытие границы для граждан третьих стран. В ходе нынешних переговоров стороны договорились восстановить приграничный мост. Это всё важно, но не первостепенно, — отмечает он.


Сафрастян добавляет, что в главном вопросе — об открытии границы — подвижек по-прежнему нет.

— В Ереване неоднократно подчеркивали, что готовы без всяких условий открыть границу. Но Турция откладывает решение этого вопроса. Таким образом подталкивает Армению к подписанию невыгодного для нее мирного договора с Азербайджаном. И мы видим, что после нынешних событий позиция турецкого руководства не поменялась, — говорит собеседник.

Замдиректора Института востоковедения РАН Александр Скаков считает, что Ереван, возможно, рассчитывает, что Турция надавит на Азербайджан, чтобы тот разблокировал Карабах.

— Думаю, расчет ложный. Анкара и Баку очень тесно сотрудничают, Турция не пойдет на то, чтобы пренебречь интересами союзника. Соответственно, запустить движение по Лачинскому коридору таким образом вряд ли удастся, — отмечает эксперт.