— Вы очень избирательно подходите к выбору ролей. Чем вас заинтересовала работа в сериале «Суперпозиция»?
— Это было первое такое любопытное предложение. Все-таки фантастика у нас — довольно общее понятие. А в этом сценарии помимо путешествия в мультивселенных, в параллельных мирах, была линия взаимоотношений с сыном. Абсолютно человеческая история с искренним проявлением чувств. Было интересно еще раз себя испытать.
Начните игру на одинокой планете
— Ваш герой ученый занимается квантовой механикой. Он нашел ключ, как перемещаться во времени. И каждый раз, попадая в тот или иной мир, появляется в новом образе. Как режиссер Вадим Валиуллин объяснял вам задачу? Чего хотел добиться?
— Режиссер говорил, что ему хотелось увидеть у того или другого моего персонажа. Добавлялась сложная задача: нужно было в считаные минуты и даже секунды перевоплотиться в кадре в несколько типажей, появиться в абсолютно другом образе и быть достаточно убедительным. Это было непросто, но очень интересно. Надеюсь, что в какой-то мере у меня всё получилось.
— Один из ваших героев — авторитет из 1990-х. Он слушает блатняк и говорит по фене. Вам — человеку интеллигентному — не претил подобный сленг?
— (Смеется.) Я прожил то время. Лихие 1990-е — часть нашей жизни. Но это не означает, что я в то время говорил и выглядел как браток. Профессия актера сродни работе психоаналитика. В какой-то момент нужно достать из себя определенного человека и присвоить его личину. Ведь в каждом из нас есть как хорошее, так и не очень. Если стоит задача сыграть бандита, то есть возможность похулиганить. Это момент актерской игры.
Роль на выдумки хитра: как Дастин Хоффман нашел призвание и покорил мир
Вспоминаем великие фильмы с любимым актером в день его 85-летия
Что касается сленга, тут вопрос стоял — насколько я буду убедительным, органичным в этом, чтобы это не было неудобно самому, уж не говорю про зрителей. Для меня играть ученого или бандита, сталевара или разведчика — одинаково интересно.
— По сюжету у вас существует 125 параллельных миров. Была бы ваша воля, в какой из миров вы переместились?
— Я бы никуда не хотел переместиться. Это всё сослагательное наклонение. Мне прекрасно в наше непростое время. Нужно быть реалистом, жить в своем мире, который тебе дан. Здесь много неизвестного, и каждый день странный, полный загадок. Как бы мы ни хотели, радостно бывает не всегда. Жизнь полна всего — и преодоления, и изучения.
«Я счастлив, что у меня такая дочь»
— В сериале «Суперпозиция» всё начинается с конфликта отца и сына, где младший говорит, что деньги в жизни решают всё, а отец советует ему прежде получить образование, это гораздо важнее. В наш коммерческий век какой может быть аргумент у родителей, чтобы заинтересовать детей учебой?
— Взаимоотношения отцов и детей — сложный момент. И здесь важно не отпугнуть, не насторожить, а сделать так, чтобы все-таки тебе доверяли. Нельзя оставаться в своем времени и требовать. «А вот в наше время было лучше». Важно пытаться почувствовать перемены, тренды современной жизни. Молодежь у нас разная, и мы все были разными.
С детьми не работает назидательность — только любовь. Она может по-разному проявляться, но это вопрос собственного примера, общения на равных. Истинная любовь — библейская, которая не требует ничего взамен. Дети это чувствуют.
— Ваша дочь училась в МГИМО, а после все-таки театр перетянул, и она окончила еще и Школу-студию МХАТ. Ваше влияние?
Источник «Адреналина»: куда плывет Джейсон Стэйтем
Актер не стареет и больше всего удивляет своим вечно прекрасным настроением
— Когда после школы встал вопрос, куда пойти учиться, у нее не было конкретного желания, как, например, у меня в юности. Я с детства понимал, что хочу быть только актером, и это была моя цель. Я сказал дочери: «Ксюша, идти в театральный институт надо только если ты не представляешь без этого жизни. Просто так — лучше не надо. Потому что актер — профессия очень неблагодарная».
— Почему?
— У большинства судьба не складывается. Профессия требует твоей вовлеченности 24 часа в сутки, ты живешь только этим. Неразделимо человеческое и профессиональное, это всё едино.
А поскольку у нее не было такого желания, она сконцентрировалась на журналистике, литературе, языках. Окончила МГИМО. Прошло время, и у нее возникло желание посвятить себя театру. Наверное, окружение актерское, дети, взрослые и разговоры о нашей профессии, об искусстве. А учеба в МГИМО, более глубокое изучение зарубежной и русской литературы, знание двух языков — английского и испанского, только обогатило ее как личность.
Когда у нее созрело желание стать актрисой, она уже была сформированным сложившимся человеком. Слава Богу, у нее получилось. Дочь окончила курс Евгения Писарева и сейчас играет в нескольких спектаклях у него в Пушкинском театре.
— Вы довольны Ксенией?
— Не то слово. Она прекрасный человек, удивительный — тонкий, глубокий, с чувством юмора. Я счастлив, что у меня такая дочь. Сейчас мы с ней выходим вместе в антрепризном спектакле «Наследник», в котором также заняты замечательные актеры: Марина Зудина, Алексей Бордуков, Иван Колесников, Иван Оганесян, Юрий Батурин.
«Когда меня не будет, представьте, что я вышел в другую комнату»
Неопубликованное интервью Сергея Пускепалиса
«Георгиевская лента — это святое»
— Кроме этого ваши поклонники могут увидеть вас в Театре Олега Табакова. Почему вы дали согласие Владимиру Машкову влиться в спектакль «И никого не стало», в котором прежде играл Борис Плотников, скончавшийся от коронавируса?
— Мы давно знакомы с Володей Машковым, еще со студенческих лет. Я оканчивал Школу-студию МХАТ, а он поступил. Как оказалось, он видел дипломные спектакли нашего курса, и когда мы встретились в театре, Володя очень лестно отзывался о тех моих работах. Для меня стало удивлением, что он помнил то время. Но дело совсем не в этом. Когда он позвал, мне стало любопытно, ведь в Театре Табакова абсолютно своя, уникальная школа. А Володя Машков — очень глубокий человек, у него есть уникальная система существования актера в профессии, свой подход и теоретическая база.
Мне тоже было удивительно, почему он пригласил меня. Ну раз случилось, значит это было его осознанное решение. Это очередная проверка самого себя, а можешь ли ты, и отказываться — неправильно. Я второй сезон в «Табакерке». Надеюсь, получается. Главное, я не подвел Володю Машкова и театр.